Михаил (spok182) wrote in ru_bmo,
Михаил
spok182
ru_bmo

Categories:

Пассажирский поезд без пассажиров на БМО. Повадино. 09.03.2021

В своём увлечении железной дорогой большое внимание я уделял теме пассажирских поездов на Большой Московской Окружной железной дороге, или БМО. Сегодня я расскажу об одном необычном поезде, который мне довелось запечатлеть накануне. Фактически это этакий поезд-призрак, который вроде бы есть, но ни в одном расписании вы его не найдёте. Потому что этот поезд — без пассажиров. Приятного прочтения!




Тех, кто начал читать меня не так давно, немножко посвящу в тему рассказа. Что такое БМО? Это грузовое железнодорожное кольцо, опоясывающее Москву на отдалении 50-100 км от столицы, в некоторых местах имеющее участки, совпадающие с радиальными железнодорожными направлениями. В военные годы кольцо имело важное стратегическое значение для обороны Москвы, в наши дни это основной грузовой обход столицы, по которому следуют транзитные грузы с одного конца страны в другой, на нём же расположены две крупнейшие сортировочные станции в Бекасово и Орехово-Зуево. Грузопотоки на кольце различаются: наиболее загружено оно на востоке и на юге, наименее всего — на западе и северо-западе. Из-за загруженности столичных вокзалов по кольцу шли в обход и пассажирские поезда, многие из которых были графиковыми. Но с начала 2010-х поезда начинают пропихивать через Москву — это было проще, чем пускать их по кольцу из-за возросших грузопотоков на БМО. Бывало, что участки кольца намертво вставали во многочасовых пробках по неприёму на сортировочных станциях. Какие-то поезда просто отменялись, как было с поездом 313/314 Баку — Санкт-Петербург в 2013 году; каким-то меняли маршрут следования, в результате чего те шли по БМО меньшее расстояние, но зато давали крюка через малодеятельные линии типа Тула — Калуга, как 383/384 Ташкент — Санкт-Петербург, но и тот был отменён в 2015-ом. Потом был Крым, и транзитные крымские поезда исчезли как явление. За исключением редких дополнительных поездов в летний период оставались лишь три графиковых пассажирских поезда на БМО — 139/140 Брянск — Санкт-Петербург, 133/134 Минск — Архангельск (перемежавшийся после с назначенным этой же ниткой поездом 287/288 Белгород — Воркута), а также 87/88 Адлер — Нижний Новгород. До наших дней сохранился лишь единственный из них — брянский.

В наши дни большое железнодорожное кольцо тщательно оберегаемо графистами от каких-либо иных пассажирских поездов. Единственный пассажирский поезд с Рижского вокзала до Великих Лук готовится к переводу на Белорусский вокзал с маршрутом следования по рокаде Вязьма — Ржев. Также наверняка многие слышали о переводе пассажирских поездов с Курского на другие вокзалы Москвы, но изменённые маршруты поездов проложены такими экзотическими путями, которые ранее было даже трудно представить — чего стоит только один Стриж, отправляемый с Киевского вокзала и идущий в Санкт-Петербург по МЦК! Хотя до этого существовал пробный графиковый поезд в Петербург, следовавший по БМО. Уже 16 марта можно будет воочию увидеть Стриж на МЦК в дневное время в районе обеда. Дополнительные поезда пускают с несколькими сменами локомотивов, с потерей кучи времени, крюками-ебенями, но только не по БМО. Поэтому моё былое рвение освещать события, связанные с пассажирским движением по БМО сейчас свелось к нулю попросту из-за отсутствия оного.

Но тем не менее, на БМО время от времени появляются пассажирские поезда-призраки. Их нет в расписании, а в таких поездах нет пассажиров. С виду это действительно пассажирский поезд, и номер у него имеется, начинающийся на 5000, но тем не менее считать его за полноценный пассажирский нельзя — они на БМО нон грата. И в 2021 году накануне долгих выходных перед 23 февраля и 8 марта по БМО дважды проследовали такие вот загонки. Шли они по кольцу лишь небольшой участок длиной 35 километров между Павелецким и Курским направлениями. Дело в том, что на праздники назначались пары дополнительных поездов 229/230 Курск — Москва, и пустые составы из-под этих поездов загонялись на Москву-Павелецкую из Орла по БМО. Притом, что сами пассажирские из Курска шли через Льгов — Орёл — Тулу — Ожерелье с тремя (!) сменами локомотивов по Орлу, Туле и Ожерелью. Чтобы вы понимали, из Курска до Москвы можно долететь без всяких смен за 5,5 часов, как летает Ласточка. Дополнительный поезд шёл 15 часов. И вот именно за одной из таких вот загонок меня подбил поехать мой друг Толя klubkov_er22_ak, а поскольку у меня был свободный день, да и погода была очень даже хорошей, я согласился. Поехал, полностью доверившись плану Толи, не принимая никакого участия в продумывании этой спецоперации. Основной целью было поговорить с Толей, поздравить с прошедшим юбилеем и вручить подарок.

Мы встретились в электричке, незаметно за разговорами за чаем из термоса доехали до Столбовой. Далее Толя предлагал либо идти на съезд с БМО на Курский ход, либо ехать на участок БМО в Повадино. Поскольку погода была солнечной, а съезд был с очень крутой кривой и в тенях, а широкоугольного объектива у меня не имеется, я откликнулся на предложение поехать в Повадино — там и кривая более пологая, и место открытое. Ехать на электричке было очень рискованно — она прибывала почти точно во время прохода пассажирского состава, автобусы до Повадино ходили также неудобно, потому решили ехать на такси. Таким образом оказались мы в селе Добрыниха, расположенном около бывшей железнодорожной станции Повадино. Именно в этом месте при реконструкции БМО в 60-х годах переложили трассу кольца в обход секретного военного городка Чехов-2.

Вообще в этих местах можно откопать множество всего странного и загадочного. Главной особенностью Добрынихи является Успенский собор общины "Отрада и утешение". Красивый собор, недавно отреставрированный, находится на охраняемой территории... психбольницы (ПНИ № 32 им. Кербикова). Храм не действует, службы в нём не ведутся, а территория психушки, расположенная за толстыми кирпичными стенами, находится на месте бывшего женского монастыря. Именно здесь скончалась Галина Брежнева, дочь знаменитого Генсека. Посмотрев по окрестностям, можно найти как минимум ещё два психдиспансера — в селе Троицкое (психбольница № 5) и посёлке Мещерское (психбольница № 2 им. Яковенко). От историй в комментариях к ним на Викимапии, описанных их бывшими пациентамии работниками, кровь стынет в жилах. Помимо этого есть секретные запретные зоны с подземными сооружениями, которые некоторые небезосновательно связывают с широко известным в узких кругах "Метро-2"; ближе к селу Молоди хорошо заметны высокие мачты антенного поля спецсвязи ГРУ; севернее от него обширное поле Радиоцентра № 6 российской телерадиовещательной сети. Около посёлка Любучаны расположен Институт инженерной биологии, типа гражданское предприятие, по факту ведущее деятельность в области разработки антидотов к биологическому оружию. В деревне Дубинино на территории бывшего пансионата "Отрада" находится недостроенный горнолыжный комплекс, отлично видимый с автомобильной дороги в районе Троицкого. В общем, концентрация всякого странного там буквально зашкаливает.

Но при всём этом изобилии природа тех краёв характерна для юга Подмосковья — просторные поля перемежаются с лиственными лесами с преобладанием ольхи и берёзы, и меня более интересовала именно природа. Солнечная погода, кучевые облака — признак подступающего лета, слепящий свет от свежего снега — именно такого мартовского антуража хотелось мне в тот день, и хотя температура на улице была отнюдь не мартовской (минусовало около 10 градусов), всё равно настроение было весенним. До прохода пассажирской загонки у нас с Толей было около часа, и мы решили пристреляться на проходящих в изобилии грузовых поездах. Я оставлял только те кадры, которые мне нравились. Первый же поезд я оставил — хоть и не люблю я перекрашенные ВЛ11, но такой вот чистенький двойничок депо Орехово оставил. Электровоз проходил ремонт в Челябинске в ноябре 2020, поэтому ещё относительно свежий.

1. ВЛ11М-241 с грузовым поездом, перегон Усады-Окружные — Детково, 09.03.2021


Для съёмки загонки мы отошли на полсотни метров вперёд. На той позиции в кадр попадал тот самый Успенский собор, что находится при психбольнице. Слева в кадре берёзки растут на насыпи бывшего пути БМО, который ныне проходит через ЗАТО Чехов-2. Я не рассчитывал на какое-то чудо, но к моему огромному удивлению с поездом пошёл чистейший ЧС7, который был только-только с ремонта в Ярославле. Я уже давно забыл, что такое чистый ЧС7, но теперь вот вспомнил!

2. ЧС7-089 с поездом № 5629 Москва-Павелецкая — Орёл, перегон Усады-Окружные — Детково, 09.03.2021


Да, небо было мутным, солнце то и дело скрывалось в облаках, потому постоянно приходилось держать руки на колёсиках настройки параметров съёмки. По счастью, все поезда шли по солнечным проблескам, но пару некрасивых поездов я пропустил, решив щёлкнуть самолётик над облаками.

3. Airbus A321-211 VQ-BOD Nordwind Airlines, N4133 Moscow (SVO) — Simferopol (SIP), 09.03.2021


Небольшое затишье на железной дороге, и вот мы уже собираемся уходить на автобус до Столбовой, как движение начинается. И с Михнево едет очень характерный для меня поезд — Павшинская "вертушка". Это состав с гипсом для завода Knauf в Красногорске, следует со станции Промгипсовая (Новомосковск) в Павшино (Красногорск). Венчает его зелёный двойник ВЛ11, ещё одно чудо чудесное, зелёный электровоз, да ещё и депо Орёл. Помощник держит кулёк с семечками, хотя поначалу мне показалось, что тот поглощает шаурму.

4. ВЛ11-406 с грузовым поездом, перегон Усады-Окружные — Детково, 09.03.2021


Мы с Толей уже практически сошли с путей, как вдалеке я увидел блеск светодиодного прожектора. Это могло означать лишь одно — едет новая "Синара", а её я как раз был не против выловить в тот день. Электровоз депо Златоуст с Южного Урала, едет с контейнерным поездом "Монгольский вектор". Этот поезд своего рода визитная карточка Монгольских железных дорог, фактически "фирменный" грузовой с графиком, как у пассажирского поезда. Узнаётся он по своим жёлтым контейнерам и маркировкой ZIH и перевозит из Европы в Монголию различное оборудование, материалы и продукты питания.

5. 2ЭС6-1033 с контейнерным поездом, перегон Усады-Окружные — Детково, 09.03.2021


На такой позитивной ноте мы закончили съёмку и ушли на автобус. По пути я отколол большую сосульку с крыши проходной психдиспансера и немного с ней поигрался, но при появлении прохожих побыстрее выкинул, чтобы не подумали чего-то не того.

В Столбовой мы перекусили в здании вокзала в ожидании своей электрички, а после сели в наш поезд, причём наша электричка от Подольска до Царицыно шла по грузовым путям без остановок. Было прикольно так прокатиться. После этого спустились в метро и разъехались по домам.

Такой вот необычной получилась эта фотопрогулка. Спасибо за внимание! Впереди ещё немало интересного.
Tags: Участок Столбовая - Михнево
Subscribe

  • Гистерезис

    Так кто-то на форуме "Московские железки" назвал старую линию БМО между станциями Детково и Повадино. Южная часть железной дороги, обходящей Москву,…

  • По мотивам осеннего заезда...

    Этот осенний заезд для меня начинался со ст. Куровская в 8:30 утра. Не поехать так я не смог. Уж больно хотелось вновь увидеть кольцо снова,…

  • Майское БМО

    Оригинал взят у al_kamensky в Майское БМО В мае удалось не только переделать массу полезных дел, но и побывать в самых разных частях…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments