Михаил (spok182) wrote in ru_bmo,
Михаил
spok182
ru_bmo

Category:

Тайный ночной обитатель БМО. Поезд № 7987/7988.

Когда сгущаются сумерки, а жизнь мегаполиса привычно затихает до наступления нового утра, по железнодорожным артериям города продолжают курсировать поезда. Среди них есть один, о существовании которого мало кто подозревает, потому что до сих пор в интернете нет по нему никакой информации. Тем не менее, явление это существует уже не один год, но этот поезд внешне едва ли кого-нибудь заинтересует, ведь это — обыкновенная электричка "Ласточка". И я очень сомневаюсь, что среди тех, кто имеет дело с железной дорогой, ещё остались те, кому эти электрички в диковинку. Тем не менее, больше года я задумывался над тем, чтобы выйти за этой Ласточкой на ночную охоту. Так в чём же её особенность? Читатель узнает далее под катом.



С ноября позапрошлого года на Рижском направлении, а точнее на всём втором диаметре МЦД-2 прочно закрепились электрички "Ласточка" ЭС2Г, которые стали курсировать по маршрутам МЦД и брать на себя функции этой системы. Со временем их количество лишь увеличивалось, и с лета прошлого года у них даже появилась своя цветовая схема. Ласточками на МЦД стало никого не удивить, а простой обыватель и не отличит одну от другой. Только вот те, кто был более внимательным, заметили, что ближе к ночи куда-то в сторону области следует без остановок Ласточка с буквами МЦК на маршрутном табло. Долгое время всё и ограничивалось сообщениями таких вот полуночных очевидцев.

И действительно — практически каждую ночь из депо Подмосковная в сторону области в самом деле выезжает Ласточка и куда-то едет. А едет она в Манихино, чтобы затем совершить мини-путешествие по тамошнему железнодорожному узлу и вернуться обратно. Всё как правило укладывается в 4 часа. Зачем же электричкам нужно каждую ночь кататься в Манихино и объезжать его узел по съездам? Эта загадка — одна из моих излюбленных, и я загадываю её всем, кого посвящаю в эту тему.

Я дам решение этой загадки лишь частично, оставив возможность читателю додуматься самому. Можно писать свои предположения в комментариях. Но по совокупности фактов имеем следующее: в Манихино ездит одна из машин, обращающихся по МЦК; в результате катаний по узлу Манихино и нескольких смен направлений в Москву поезд возвращается той же кабиной, какой уезжал из Москвы, то есть поезд разворачивают. И теперь главный вопрос — какой практический смысл в данных действиях?

Те, кто знает разгадку, меня спрашивают — но неужели в самой Москве нет мест, чтобы оперативно развернуть состав, что приходится его гонять за полсотни километров? Несмотря на кажущуюся очевидность преимуществ такого варианта головной боли здесь на порядок больше. Действительно — не существует поворотных кругов, чтобы развернуть целый пятивагонный электропоезд, и в любом случае нужно искать разворотный треугольник. И чтобы отыскать такой в Москве, во-первых, придётся напрячься.

Из возможных вариантов я могу привести несколько, расписав достоинства и недостатки каждого.

Первый: Подмосковная — Серебряный Бор (смена кабины) — Лихоборы — Ховрино (смена кабины) — Москва-Товарная — Москва-Каланчёвская (смена кабины) — Подмосковная.
Разворот 1

Плюсы — маршрут коротенький, в общей сложности выходит не более 30 км, и теоретически с тремя сменами кабины вполне реально уложиться за полтора часа. Но это только в теории. Минусы — задействование МЦК и оживлённого главного хода Октябрьской дороги. Хотя здесь минусом является задействование другой дороги в принципе — за пользование её инфраструктурой придётся отдельно отстёгивать в её бухгалтерию. Если уж прям очень нужно, то вопрос улаживается, но зачем, если есть альтернативные варианты?
Кстати, предложенный мной вариант стал возможен лишь недавно с электрификацией съездов № 2 и 2а в Ховрино.

Второй: Подмосковная — Москва-Курская — Кусково (смена кабины) — Перово — Москва-II-Митьково — Николаевка — Ховрино (смена кабины) — Серебряный Бор (смена кабины) — Подмосковная.
Разворот 2

Маршрут в пределах Москвы, общая длина — чуть меньше 50 км, но придётся задействовать сразу несколько направлений: Рижское, Горьковское, Казанское, Ленинградское и МЦК. Снова задействование другой дороги стоит жирным минусом. Да и никто не станет кидать нитку одного поезда сразу по стольким направлениям.

Третий вариант — модифицированный второй, только с заездом не в Ховрино, а в Москву-Товарную, сменой кабины по ней, возвращением на Каланчёвскую, сменой кабины и следованием до Подмосковной. Увы, прямого съезда с Митьковской ветви через Москву-Товарную на Алексеевскую соединительную ветвь не существует, оттого такой вот "зигзаг". Минусы все те же — много направлений задействуется, режутся маршруты главного хода ОКТ.
Разворот 3

Четвёртый вариант: Подмосковная — Серебряный Бор — Канатчиково — Коломенское — Бирюлёво (смена кабины) — Царицыно — Москва-Курская — Подмосковная.
Разворот 4

Плюсы: всего одна смена кабины, задействование всего четырёх направлений — МЦК, Павелецкого и Курско-Рижского (МЦД-2). Уже лучше, тем более, что треть пути проходит по МЦК, и состав может пойти на разворот прямо после окончания работы на линии. Высадил пассажиров на какой-нибудь Площади Гагарина — и вуаля. Если же гонять из Подмосковной, то маршрут долгий, почти 60 км, но зато всё в пределах одной Московской дороги.

Самым лучшим вариантом на мой взгляд был бы пятый: Подмосковная — Серебряный Бор — Пресня — Москва-Смоленская (по 27 ветви) — Москва-Каланчёвская (или Москва-Рижская) (смена кабины) — Подмосковная. Маршрут и самый короткий, и всего одна смена кабины, да ещё и в пределах одного отделения дороги, вообще красота! Только вот у этого варианта есть самый главный недостаток: сам съезд № 27 с Пресни на Москву-Товарную-Смоленскую (на схеме отмечен лиловым) неэлектрифицирован, и электрички своим ходом там проехать не могут.
Разворот 5

Ну а больше навскидку я ничего и не придумал. Либо же что-то существует, но менее оптимальное, чем предложенные варианты, а значит, и смысла в них не особо много. Потому уже много лет, не мудрствуя лукаво, используется простая и надёжная схема: состав спокойно едет себе по Рижскому направлению до Манихино, а дальше начинаются покатушки по съездам и БМО. Именно так в Манихино гоняют разворачиваться и паровозы в периоды ремонта поворотного круга в паровозном депо. Но есть одна существенная деталь. Паровозы, заезжая за входной сигнал светофора, могут остановиться на перегоне и в маневровом режиме под белый сигнал заехать на станцию обратно. Электропоезда же в таком случае при отсутствии маршрутных светофоров перед съездами вынуждены останавливаться на перегоне и менять кабину перед входным сигналом. Это небезопасно, поэтому сменить кабину электропоезд может только на станции. И именно по этой причине Ласточка делает такой вот 12-километровый крюк через ближайшую к Манихино станцию — Лукино.
Разворот 6

На схеме этот крюк — как раз двухцветная кишка, вдающаяся на юг. Красные участки — нечётные (поезд 7987), синие — чётные (поезд 7988). Да, приходится ехать из Москвы за полсотни километров, но задействованы всего два направления — Рижское и БМО. Согласовать нитки двух направлений — плёвое дело. Да, четыре смены кабины: в Манихино-I, Лукино, Манихино-II и снова в Манихино-I, но на фоне главных преимуществ такой схемы это несущественные мелочи.

У всех перечисленных вариантов есть возможность быть осуществлёнными лишь в ночное время. Там, где задействован главный ход ОКТ — ночью нет и скоростных поездов, а значит, не надо рисковать выбить их из графика; да и само задействование МЦК в дневное время невозможно при имеющейся плотности движения поездов. С МЦД чуть проще, но тоже тяжко. А ночью никто не мешает тебе, и ты сам никому не мешаешь.

И для такого вот разворота составов в графике предусмотрена нитка поездов № 7987/7988. Поезд отправляется со станции Подмосковная в 23:46 и следует по удалению за Иволгой № 7581 Подольск — Нахабино. Нахабино проходит в 0:23, Дедовск в 0:30, в Манихино прибывает в 0:40. Далее зависит от настроения поездного диспетчера: он может направить поезд как сразу в Лукино по 6 ветви, так и наоборот — по 5-ой в Манихино-II, и лишь оттуда в Лукино. Как правило используется первый сценарий, и в Лукино поезд прибывает в 1:20, меняет кабину, отправляется обратно в 1:30, прибывает в Манихино-II и со сменой кабины возвращается в Манихино-I около 2:10. Отправление из Манихино в Подмосковную происходит как правило в 2:30...2:40. Около 3:40 Ласточка возвращается в Подмосковную, будучи развёрнутой. Сейчас практически всегда используется именно это расписание, хотя выехать из Москвы Ласточка может и на час раньше.

Бывало и по-другому. Ласточку могли выпустить из Манихино раньше обычного, а дальше та вставала где-нибудь на одной из станций Рижского направления и ждала входа в свой график. Зачем поездные диспетчеры делали именно так — для меня великая тайна. Но именно такая схема и позволила мне однажды подловить Ласточку на своей родной станции. В 3:30 утра влажным майским утром я вышел из дома под пение птиц, прошёлся по пустому спящему городу и пришёл на станцию, где тут же хрястнулся навзничь на скользком от дождя склоне, испачкал штаны и кофту, но всё же вышел к спрятанной среди других электричек Ласточке и сделал её кадры.

1. ЭС2Г-072 и ЭП2Д-0042, станция Дедовск, 30.05.2020


На станции Дедовск в эти утренние часы стандартно в 5 зонном тупике ночует электропоезд, который в 4:13 уходит в Серпухов, а иногда на 3 или 4 пути станции ночует состав МЦД, которому не хватает места в депо Нахабино. Такая практика используется и по сей день — составы Иволг могут загоняться в Снегири на ночной отстой. Электрички отстаиваются с охраной внутри. На фото выше можно присмотреться и увидеть голову охранницы, наклонившейся в междупутье в сторону Ласточки. Она высматривала, чем я занимаюсь, ибо рядом стоит целых три электрички, на дворе ночь, а я припёрся сюда бородатый и с рюкзаком, не иначе как пакостить! Пришлось потратить время на объяснение своих намерений. Выглядел я полным идиотом, и мне, конечно же, не поверили, но мой перепачканный вид добавлял мне жалости, и от меня в конечном счёте отстали. Ну а получив аккредитацию, я не преминул сделать и ещё пару кадров на утренней станции.

2. ЭП2Д-0041 и ЭП2Д-0042, станция Дедовск, 30.05.2020


3. ЭП2Д-0041, ЭС2Г-072 и ЭП2Д-0042, станция Дедовск, 30.05.2020


Поскольку ночью все нормальные люди, не находящиеся на работе, как правило спят, то и мне не было особого резона не спать ночами и пытаться что-то там сфотографировать. Посему я и не вспоминал об этой теме. Но тут вдруг грянул Новый год, встречать его я переехал из Москвы к своим домой в Дедовск, тут же сбил режим и стал задумываться — а не использовать ли мне это как-то с пользой? И в ночь с 30 на 31 декабря я вышел из дома в гордом одиночестве и пошёл куда глаза глядят. Я шёл и вслух подводил итоги уходящего года, перебирал в памяти события, мгновения, людей, достигнутые и недостигнутые цели. Незаметно для самого себя я очутился на платформе Миитовская. Честно — не помню, как я оказался там, настолько я был увлечён и погружён в себя, находясь в каком-то трансе. На улице ни души. Это через сутки будут фейерверки, пьяные крики радости, громкая музыка из окон, а сегодня все спят. Я решил посмотреть, а позволяет ли снимать на платформе сделанное там освещение. На Миитовской на нечётной платформе (в область) поставили светодиодные фонари, на чётной (на Москву) — остались ртутные ДРЛ, но всё же что-то можно придумать. Я проводил последнюю электричку, отправившуюся в темноту в 1:10. И пошёл домой.

4. ЭП2Д-0039 отправляется от пл. Миитовская, 31.12.2020


В новогоднюю ночь я не выходил из дома. Встретил Новый год я в тесном семейном кругу в спокойной обстановке, настроившись на то, что мне нужно достичь в наступившем году. А вот в ночь на 2 января мы ушли гулять в ночь уже с братом. На улице снова тишина, но ещё попадаются праздношатающиеся, кто продолжает отмечать. Мы с братом взяли с собой бенгальские огни, и я хотел сделать кадр, где из темноты едет Ласточка, а Лёха стоит с зажжённым огнём. Но идея потерпела неудачу, и огонь у Лёхи зажигаться отказался. Я оперативно сгруппировал кадр без него.

5. ЭС2Г-079 следует поездом № 7987, станция Дедовск, 02.01.2021


Но уже на следующую ночь мы с Лёхой снова пошли на прогулку. Уже не было этого бесячего гололёда, выпал свежий снежок, всё кругом преобразилось и сделалось по-настоящему зимним. Гулять было одно удовольствие. Мы дошли до Миитовской, где я всё же осуществил свою задумку.

6. ЭС2Г-084 следует поездом № 7987, пл. Миитовская, перегон Дедовск — Снегири, 03.01.2021


В следующую ночь Ласточка прошла раньше своего графика на час, и я её не застал. Мы с братом ушли гулять по ночному лесу. Небо было светлым от городских фонарей, всюду пахло свежим снегом. Ни ветерка, ни звука, непередаваемые эмоции. Ночные прогулки успели стать для нас чем-то особенным.

А вот в ночь на 5 января, в последнюю ночь перед моим возвращением в Москву я решил всё-таки сделать то, что я постоянно откладывал. Лёха остался дома, а я пошёл на электричку и в 0:08 отправился в сторону Манихино. Там меня ждал сюрприз в виде стоящей на 5 пути новёхонькой электрички! Ещё утром та стояла в Поточино, вечером её притащил оттуда электровоз, отцепился и укатил в Волоколамск, а электричка осталась неприкаянная в Манихино. Я, конечно же, не мог обделить своим вниманием её заснеженную мордаху!

7. Новый электропоезд ЭП2Д-0129, станция Манихино-I, 05.01.2021


8. Новый электропоезд ЭП2Д-0129, станция Манихино-I, 05.01.2021


9. Новый электропоезд ЭП2Д-0129, станция Манихино-I, 05.01.2021


10. Новый электропоезд ЭП2Д-0129, станция Манихино-I, 05.01.2021


Ещё до прибытия Ласточки из Подмосковной я ушёл на 165 километр и решил подождать её там. А пока суд да дело, тут и грузовые едут. Вот первый и сразу же с зелёным электровозом — уже редкость!

11. ВЛ10У-1023 с грузовым поездом, перегон Лукино — Манихино-II, 05.01.2021


Грузовой ушёл на Савёлово с полувагонами. Я жду Ласточку, выбрав себе место, и вот момент истины — Ласточка с МЦК на БМО!

12. ЭС2Г-081 следует поездом № 7987, пл. 165 км, перегон Манихино-II — Лукино, 05.01.2021


А на чётном пути снова зелёный напроход, и снова грузовой, да ещё и с зелёным тройным ВЛ10К-1111! Но предательски подводит автофокус... Кадр удаляю, а жаль — бригада обсвистелась при виде меня в полвторого ночи в этом лесу с фотоаппаратом.

Вскоре Ласточка едет обратно, я наготове.

13. ЭС2Г-081 следует поездом № 7988, пл. 165 км, перегон Лукино — Манихино-II, 05.01.2021


Собственно, на этом можно было телепортироваться домой, но напоследок я всё же решил обзавестись кадром чётной Ласточки и на Рижском ходу. Воспользовавшись услугой Яндекс-Телепорта, я оказался на Миитовской, где пробыл в гордом одиночестве около 40 минут, но всё же дождался чётного поезда. Но меня неслабо напряг некто, появившийся перед самым проходом поезда. Некий мужик возник из ниоткуда в 3:10 ночи и стал потрошить урны на предмет алюминиевых банок. Я всё это время изображал из себя статую, так что не факт, что он меня вообще заметил. В кадр он не попал, морда Ласточки его перекрыла.

14. ЭС2Г-081 следует поездом № 7988, пл. Миитовская, перегон Снегири — Дедовск, 05.01.2021


Ну и заключительный кадр в хвост. Вряд ли кто-либо когда-нибудь ещё снимет это здесь.

15. ЭС2Г-081 следует поездом № 7988, пл. Миитовская, перегон Снегири — Дедовск, 05.01.2021


Такой вот интересный артефакт, о котором с этого момента знает чуть больше людей. Спасибо за внимание!
Tags: Участок Манихино-2 - Лукино, Факты
Subscribe

  • Стрижи на БМО

    16 ноября 2020 года на Горьковской железной дороге около города Ковров произошла крупная катастрофа грузового поезда, которая остановила движение…

  • Гистерезис

    Так кто-то на форуме "Московские железки" назвал старую линию БМО между станциями Детково и Повадино. Южная часть железной дороги, обходящей Москву,…

  • Около Амазонии, март 2020

    Пересечение БМО и Горьковского направления - место силы. Тут всегда есть какое-то движение, пересекаются потоки транспорта, река и даже автодорога.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Стрижи на БМО

    16 ноября 2020 года на Горьковской железной дороге около города Ковров произошла крупная катастрофа грузового поезда, которая остановила движение…

  • Гистерезис

    Так кто-то на форуме "Московские железки" назвал старую линию БМО между станциями Детково и Повадино. Южная часть железной дороги, обходящей Москву,…

  • Около Амазонии, март 2020

    Пересечение БМО и Горьковского направления - место силы. Тут всегда есть какое-то движение, пересекаются потоки транспорта, река и даже автодорога.…