?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Окольцованная птица - наша древняя столица
Пригород
al_kamensky wrote in ru_bmo
Радиально-кольцевая планировка столицы сложилась исторически, когда по границам Каменного и Земляного города пролегли Бульварное и Садовое кольцо. Как исторические, так и новые кольцевые магистрали, проложенные в Москве и Подмосковье, играют очень важную роль в пропуске транзитных транспортных потоков в обход столицы, лежащей на перекрестке 14 автомобильных и 11 железнодорожных направлений, расходящихся в разные стороны света.

Москва не сразу строилась

В формировании радиально-кольцевой транспортной системы столичного региона участвовали и железнодорожники. Еще на рубеже XIX—XX столетий при формировании Московского железнодорожного узла была построена Окружная железная дорога, позволявшая пропускать транзитные грузы в обход Первопрестольной.

Шло время, столица разрасталась и ее границы все ближе подступали к Окружной железной дороге. Долгое время границы Москвы проходили именно вдоль ее путей. Сегодня Окружная железная дорога, чей вековой юбилей будет отмечаться в 2008 году, является своеобразным рубежом, отделяющим центр столицы от ее окраин.

Вдоль путей проходят участки новых транспортных кольцевых дорог — третьего и строящегося четвертого кольца. Само стальное кольцо пролегает через промышленные районы столицы, обеспечивая подвоз грузов к огромному количеству предприятий.

Звенья одной цепи

Интенсивное развитие города Москвы в XX веке, а также столичный статус города не могли не повлиять и на стремительный рост грузопотоков, проходящих через столичный регион. Еще во времена индустриализации 30-х годов были приняты решения о строительстве трех новых кольцевых магистралей, проходящих через Московскую область. Две из этих кольцевых дорог — автомобильные, до сих пор называемые в народе «бетонками», а третья — Большое Московское железнодорожное кольцо, проходящее на расстоянии 60—100 километров от столицы и соединяющее в единый узел все 11 радиальных железнодорожных направлений, ведущих в Москву.

Несмотря на то, что проектирование и строительство Большого Московского кольца началось в 1930-е годы, некоторые его участки были построены намного раньше, еще в конце XIX века, как ответвления от радиальных ходов, и лишь впоследствии были включены в состав кольца. Эти ответвления связали с радиальными железными дорогами города Киржач и Егорьевск, оказавшиеся в стороне от железных дорог и испытывающие транспортные проблемы. Первоначально (в 1870-х) были построены ветви Воскресенск—Егорьевск и Александров—Бельково—Киржач. Впоследствии от станции Бельково была проложена стальная колея к «городу невест» Иваново, которая прошла через старинные города Кольчугино, Юрьев-Польский и Гаврилов Посад. Спустя два десятилетия была построена соединительная ветвь Орехово-Зуево—Егорьевск, обеспечив удобный подход к Егорьевску не только с южных направлений, но и восточных. В это же время был построен и обход Егорьевска, спрямивший кольцо.

Работы по формированию кольца в целом начались в начале 1930-х годов, однако они велись крайне медленно, и к середине десятилетия в постоянную эксплуатацию была введена лишь ветка Киржач—Орехово-Зуево, строительство которой замкнуло восточную часть современного Большого кольца, связав Рязанское, Казанское, Горьковское, Ивановское и Ярославское направления.

Основные работы по сооружению западного полукольца начались во время Великой Отечественной войны по личному распоряжению И.В.Сталина. Первым был построен участок Воскресенск—Жилево, а затем — наиболее протяженный юго-западный участок Михнево—Столбовая—Бекасово—Кубинка—Манихино—Поварово. Основные строительные работы на кольце были завершены к 1944 году, когда были введены в строй участки кольца Поварово—Икша и Дмитров—Пост 81 км.

Во время Великой Отечественной войны кольцо выполняло важную стратегическую задачу, обеспечивая быстрое перемещение войск и боевой техники через столичный регион.

Грузовые реки Московии

Строительство последнего участка кольца Михнево—Яганово, позволившее сократить расстояние для транзитных грузов между Павелецким и Рязанским направлениями, было завершено уже в 1960-е годы прошлого века. Тогда же проводилась и электрификация кольца. Также был проведен большой объем работ по спрямлению отдельных перегонов кольца, укладке вторых путей. Сегодня кольцо полностью электрифицировано, около двух третей его имеет по два главных пути. Все эти меры позволили существенно увеличить пропускную способность.

Большое Московское кольцо сегодня выполняет значительную роль не только в пропуске транзитных поездов в обход Москвы, но и в формировании столичных грузопотоков. На пересечениях кольца с Киевским и Горьковским направлениями функционируют два крупнейших на сети дорог узла — Бекасовский и Ореховский, где сортируются и формируются грузовые поезда, отправляющиеся через кольцо на радиальные направления. На станциях Орехово-Зуево и Бекасово организованы также крупные локомотивные депо, основной задачей которых является вывоз грузовых поездов как на Московскую, так и на смежные железные дороги. На наиболее значимых станциях кольца созданы крупные грузовые дворы, оборудованные подъемными кранами, автоматические сортировочные горки.

Пассажирские перевозки: время и деньги

Важную роль выполняет кольцо и в пропуске транзитных пассажирских поездов. Через него следует значительное количество пассажирских поездов из Санкт-Петербурга в южном и юго-восточном направлениях, а также поезда из Украины и Белоруссии. Пропуск пассажирских поездов по БМО позволяет существенно разгрузить и без того перегруженные московские вокзалы от транзитного потока.

Организовано на кольце и пригородное движение, обеспечивающее удобную транспортную связь с городами, лежащими в его зоне, перевозку садоводов, а также подвоз железнодорожников от места работы к месту жительства. На наиболее востребованные направления электропоезда отправляются напрямую от столичных вокзалов. Так, с Казанского вокзала электропоезда следуют до станций Ильинский Погост и Егорьевск, с Курского — до станций Киржач и Бельково, с Павелецого — до станции Яганово, с Киевского — до станции Кресты, с Савеловского — до станций Костино и Желтиково.

Сегодня Большое Московское кольцо выполняет очень важную транспортную роль как в составе Московского железнодорожного узла, так и в составе всей транспортной системы Центрального региона. К сожалению, во время кризиса 1990-х значительная часть его инфраструктуры пришла в упадок, были упразднены некоторые разъезды и станции. Тем не менее в последние годы вновь наблюдается рост грузопотоков, что дает работу и кольцу, которое постепенно начинает восстанавливаться от постперестроечной «спячки».

2007 год
Источник http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=6043